Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 29 » Еще раз о SERVQUAL
22:14
 

Еще раз о SERVQUAL

SERVQUAL

— акроним, от англ. service —

услуга

,

обслуживание

,

сервис

и quality —

качество

. В разработках Вэлари Зейтамл, А. Паразьюрамана и Леонарда Берри: методология непрерывного измерения и улучшения

качества услуг

. Термин также используется в более узком смысле — для обозначения

методики измерения качества услуг

.

Методика измерения качества услуг SERVQUAL

Методика измерения качества услуг

SERVQUAL

основана на проведении измерений ожиданий потребителей относительно

качества обслуживания

и восприятия потребителями

качества

фактически предоставленных

услуг

. Ученые определяют

качество услуг

как меру соответствия ожиданий потребителей тому, что они, по их мнению, получили в

процессе

и результате

обслуживания

. Ожидаемый и воспринимаемый уровни

качества услуг

являются базовыми элементами

модели качества услуг

, предложенной учеными в 1985 году.

Критерии качества услуг в методике SERVQUAL

Измерения осуществляются по пяти направлениям — так называемым критериям

качества

услуг (service quality dimensions). Помимо предложенного перевода англоязычного термина

service quality dimensions

, в русскоязычной литературе можно встретить такие варианты перевода, как «

детерминанты качества услуг

» и «

аспекты качества услуг

». Несмотря на то, что наиболее часто встречающимся и привычным для нас является вариант перевода «

критерии качества услуг

», он отражает содержание приводимого понятия неточно. В действительности,

service quality dimensions

представляют собой наборы критериев для оценки того или иного «направления», «стороны», аспекта

качества услуги

. Например, привлекательность осязаемых элементов

услуги

(tangibles) — одна из составляющих

качества услуги

, для оценки которой в

методике измерения качества услуг SERVQUAL

используется набор из четырех критериев: внешний вид помещений, внешний вид оборудования, внешний вид персонала, внешний вид рекламных материалов. (Каждому из названных четырех критериев соответствует одно из утверждений в первом и третьем блоках

анкеты SERVQUAL

.)

В ходе поискового

исследования

, проведенного учеными в 1985 году, было выявлено, что потребители используют один и тот же набор критериев для оценки

качества

различных

услуг

. Каждый из критериев, названных участниками фокус-групп, был отнесен учеными к одной из десяти категорий:
  • осязаемые элементы (tangibles): внешний вид помещений, оборудования, персонала и рекламных материалов привлекателен;
  • надежность (reliability):

    услуга

    соответствует заявленному уровню

    качества

    , предоставляется точно в установленное время, в

    процессе

    предоставления

    услуги

    ошибки не допускаются;
  • расторопность (responsiveness): персонал готов помогать потребителям и предоставляет

    услуги

    своевременно (быстро);
  • компетентность (competence): персонал обладает знаниями и навыками, необходимыми для предоставления

    услуги

    ;
  • обходительность (courtesy): персонал вежлив, дружелюбен и относится к потребителям уважительно;
  • доверие (credibility): компания открыта, честна, имеет хорошую репутацию, заслуживает доверие;
  • безопасность (security): в сознании потребителей компания и ее

    услуги

    не связаны с опасностью, риском, сомнениями;
  • доступность (access): потребители не сталкиваются с препятствиями при установлении контактов с компанией;
  • коммуникации (communication): компания предоставляет потребителям необходимые сведения на том языке, который им понятен, компания готова и способна выслушать и понять потребителей;
  • понимание/знание потребителя (understanding/knowing the customer): компания стремится к осознанию запросов потребителей.

Однако анализ данных, полученных в ходе эмпирического

исследования

, проведенного учеными позднее — в 1988 году, показал, что между некоторыми из названных ими ранее десяти

критериев качества услуг

существует значительная корреляция (рисунок 1).

Соотношение первоначальных десяти критериев качества услуг с пятью критериями качества услуг в методике SERVQUAL

Соотношение первоначальных десяти

критериев качества услуг

с пятью

критериями качества услуг

в методике

SERVQUAL

В связи с обнаруженной корреляцией количество

критериев качества услуг

было сужено учеными до пяти, а их содержание было уточнено следующим образом:
  • надежность (reliability): компания систематически предоставляет

    услуги

    обещанного уровня

    качества

    ;
  • расторопность (responsiveness): персонал готов помогать потребителям и предоставлять

    услуги

    быстро;
  • уверенность (assurance): сотрудники компании знают потребителей, обходительны с ними, внушают доверие;
  • сопереживание (empathy): сотрудники компании проявляют заботу о потребителях, обслуживают потребителей с учетом их индивидуальных запросов;
  • осязаемые элементы (tangibles): внешний вид помещений, оборудования, персонала, рекламных материалов компании привлекателен и соответствует уровню

    качества

    предоставляемых

    услуг

    .

Эти пять

критериев качества услуг

и легли в основу методики

измерения качества услуг

SERVQUAL

. Помимо предложенного перевода англоязычного термина responsiveness, в русскоязычной литературе можно встретить такие варианты перевода, как «реактивность» и«отзывчивость». Англоязычный термин responsiveness подразумевает, прежде всего, скорость реакции на обращения потребителя, т.е. стремление и возможности персонала компании

обслужить

потребителя в соответствии с его представлениями о временных характеристиках

обслуживания

. Применять слово «отзывчивость» для перевода данного термина не рекомендуется, т.к. отзывчивость ассоциируется с готовностью понимать и помогать и адресует, скорее, к такому

критерию качества услуг

, как сопереживание (empathy).

Анкета для измерения качества услуг в методике SERVQUAL

Разработанная и протестированная в 1988 году учеными

анкета для измерения качества услуг

состоит из трех блоков:
  1. блок утверждений для

    измерения

    ожиданий потребителей относительно

    качества услуг

    ;
  2. блок утверждений для определения степени важности

    критериев качества услуг

    для потребителей;
  3. блок утверждений для

    измерения

    восприятия потребителями

    качества услуг

    , фактически предоставленных компанией.

Первый и третий блоки

анкеты

имеют одинаковую структуру и состоят из 22 утверждений, имеющих сходное содержание. Утверждения сгруппированы по пяти

критериям качества услуг

следующим образом (см. servqual_instrument.pdf):
  • осязаемые элементы — утверждения с 1 по 4;
  • надежность — утверждения с 5 по 9;
  • расторопность — утверждения с 10 по 13;
  • уверенность — утверждения с 14 по 17;
  • сопереживание — утверждения с 18 по 22.

Содержание утверждений первого и третьего блоков

анкеты SERVQUAL

различается по формулировке: в первом блоке

анкеты

потребителю предлагается оценить уровень

качества

, который он ожидает получить от лучших компаний — представителей данной отрасли, в третьем блоке —

услуги

конкретной компании. В первом и третьем блоках

анкеты SERVQUAL

используется семибалльная шкала Лайкерта: от «абсолютно не согласен» (1 балл) до «полностью согласен» (7 баллов). При выставлении респондентами оценок утверждениям первого блока

анкеты SERVQUAL

(

измерение

ожиданий) существует опасность того, что респонденты выставят всем утверждениям максимальные оценки. Во избежание подобной ситуации при проведении

исследования

необходимо убедиться в том, что респонденты ознакомлены с легендой, предваряющей данный блок

анкеты

, и хорошо поняли задачу, которая стоит перед ними.

Во втором блоке

анкеты SERVQUAL

от респондентов требуется распределить 100 баллов между пятью

критериями качества услуг

, исходя из степени важности каждого из критериев для респондента.

Показатели качества услуг в методике SERVQUAL

На основе данных, собранных с использованием

анкеты SERVQUAL

, ученые предлагают рассчитывать следующие

показатели

, количественно характеризующие несоответствие между ожиданиями и восприятием потребителей:
  • средние

    показатели

    по ожиданиям и восприятию по утверждению (рассчитываются по каждому из 22 утверждений

    анкеты SERVQUAL

    );
  • средний

    показатель

    по

    критерию качества услуг

    (рассчитывается по каждому из пяти

    критериев качества услуг

    );
  • средневзвешенный

    показатель

    по

    критерию качества услуг

    (рассчитывается по каждому из пяти

    критериев качества услуг

    с учетом степени важности критерия для потребителей);
  • средние или средневзвешенные интегральные

    показатели

    по ожиданиям и восприятию (рассчитываются как средние или средневзвешенные

    показатели

    по анкете в целом, используются для отслеживания изменений в ожиданиях и восприятии в динамике).

Методология непрерывного измерения и улучшения качества услуг SERVQUAL

В 1990 году разработки ученых в области

качества услуг

были дополнены

моделью процесса измерения и улучшения качества услуг

. По мнению ученых,

процесс измерения и улучшения качества услуг

начинается с диагностирования с помощью

методики SERVQUAL

несоответствия между ожиданиями и восприятием

качества услуг

потребителями (несоответствие 5 в ). В случае, если результаты проведенного

исследования

свидетельствуют о том, что

показатели

по восприятию

услуг

, предоставленных компанией, ниже

показателей

по ожиданиям, ученые предлагают обратиться к внутренней среде компании и рассмотреть несоответствия с 1 по 4: продиагностировать наличие несоответствий с 1 по 4, определить причины их возникновения и предпринять корректирующие действия по устранению выявленных причин (рисунок 2).

Модель непрерывного измерения и улучшения качества услуг и ее взаимосвязь с моделью качества услуг

Модель непрерывного измерения и улучшения

качества

услуг и ее взаимосвязь с моделью

качества

услуг

Ученые рекомендуют проводить

измерения качества услуг

с использованием

методики SERVQUAL

с периодичностью раз в полгода или раз в год. Новые

измерения

, проводимые на следующей итерации процесса, демонстрируют, насколько успешными с точки зрения устранения выявленных несоответствий оказались предпринятые корректирующие действия. В случае выявления несоответствий на следующей итерации

процесса

, предпринимаются следующие корректирующие действия. Таким образом,

процесс измерения и улучшения качества услуг

может быть организован как непрерывный.

Литература

Parasuraman, A. A conceptual model of service quality and its implications for future research / A. Parasuraman, Valarie A. Zeithaml, Leonard L. Berry // Journal of Marketing. — 1985. — Vol. 49 (Fall).

Zeithaml, Valarie A. Service quality / Valarie A. Zeithaml, A. Parasuraman — Marketing Science Institute, 2004.

См. также

Просмотров: 6385 | Добавил: sfyinet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz